«В Нем была жизнь, и жизнь была свет человека»

В Евангелии от Иоанна мы встречаем фразу: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). Этот стих несет в себе глубокую теологическую связь с первой книгой Торы, которая начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). В библейском повествовании о творении Бог творит мир Словом. В Псалмах неоднократно подчеркивается, что «Словом Твоим утверждены небеса и земля» (Пс. 32:6). В еврейской традиции считается, что мир был сотворен десятью речениями Бога, что указывает на особую роль слова в процессе творения.

Евангелист Иоанн добавляет важную мысль: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человека» (Ин. 1:4). Этот свет — духовное знание, которое, согласно иудейским представлениям, изначально было связано с Творцом. В первом веке многие люди были неграмотны, и большинство еврейских слушателей не понимали иврит. Поэтому Тора сопровождалась архаическими переводами и толкованиями на арамейский язык, одним из которых была Таргум. Один из фрагментов такого перевода раскрывает первую строку книги Бытия так: «В начале Всевышний сотворил небо и землю через особый свет, который должен был раскрыться в человеке». Этот свет давал человеку возможность познать Творца.

Связь между Словом и светом помогает лучше понять первые пять стихов Евангелия от Иоанна. В еврейской традиции свет, как и слово, символизирует присутствие и действие Бога в мире и в человеке. Для евреев этот концепт был знакомым, но для неевреев он оставался неведомым, так как традиции и толкования иудейских Писаний были ограничены внутри еврейского сообщества.

Кроме того, в книге Бытия сказано: «Сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему» (Быт. 1:26). Однако в следующем стихе упоминается только образ, а подобие отсутствует. В еврейской мысли это интерпретируется как потенциальная способность человека стать подобием Божьим. Образ человека — это его сущностная данность, тогда как подобие является целью, к которой человек должен стремиться. Этот процесс предполагает, что подобие может быть достигнуто только тогда, когда в человеке живет Слово Божье. В первоначальном замысле Адам был создан для того, чтобы Бог обитал в нем, но после грехопадения эта возможность была утрачена.

Евангелие от Иоанна возвещает, что Слово стало плотью (Ин. 1:14), и это является сутью благой вести. Слово Божье может вновь обитать в человеке, даже без необходимости следования ритуальным законам жертвоприношений, которые были временным средством сохранения жизни. Иоанн акцентирует не спасение как избавление от наказания, а возможность принять свет, который даёт власть стать детьми Божьими, в которых будет жить Бог (Ин. 1:12).

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *