«Упразднение закона?»
Закон остаётся актуален как в то время, когда он был дан, так и сейчас, в эпоху благодати. Возникает вопрос: как же понимать утверждения о «упразднении закона», о том, что мы «не под законом»? У меня есть ответ, который, возможно, вызовет разногласия, но это моё субъективное мнение, не затрагивающее вопрос спасения. Мы уже рассмотрели некоторые функции закона, однако их гораздо больше. Например, в Послании к Галатам (3:24) говорится о двух временных функциях закона.
Первая функция заключалась в том, что исполняющий закон оправдывался перед Богом. Это оправдание включало в себя систему жертвоприношений. Когда обнаруживался грех, его обличали и приносили заместительную жертву животного, которая очищала человека, снимая с него вину.
Вторая функция закона — быть «детоводителем». Чтобы объяснить этот термин, приведу аналогию: в еврейских школах есть учитель младших классов, называемый меламедом. Его задача — обучить ребёнка и подготовить его к обучению у более продвинутого учителя, например, раввина. Но переход к новому учителю не означает, что знания, полученные у меламеда, можно забыть. Просто теперь ребёнок учится более сложным и глубоким истинам.
Подобным образом закон учит человека отличать грех от праведности, очерчивая границы дозволенного. Он ведёт нас к совершенному учителю — Иисусу Христу, который приглашает всех в «школу благодати», где действует Божья доброта. В этой школе меламед (то есть закон) больше не имеет той роли, что раньше, однако его учение не следует забывать.
Апостол Павел задаёт риторический вопрос: «Что же, станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью?» (Рим. 6:15). По сути, он спрашивает: «Можем ли мы забыть всё, чему учил нас закон, только потому, что перешли к благодати?» Его ответ однозначен: «Никак!» Закон передал нас Христу, но то, чему он нас учил, остаётся важным. Игнорирование этого приведёт к уходу от школы «Божьей доброты», где теперь мы сами должны соблюдать его учения, как зрелые духовно люди. В школе благодати отношения с учителем более доверительные, потому что Он не только наставник, но и Спаситель.
Закон больше не выполняет оправдательную функцию, так как все жертвы уже совершены Христом, Который стал единственным и совершенным оправданием для всех верующих. Таким образом, закон не устраняется, а исполняется в Христе. Жертвоприношения животных были лишь временной мерой, готовящей людей к совершенной жертве Иисуса Христа, которая искупила грех раз и навсегда.
Однако это не значит, что роль закона теперь утрачена. Как «меламед», закон продолжает выполнять свою роль учителя, указывая на важнейшие истины о грехе и праведности. Закон был и остаётся средством, с помощью которого человек мог и может прийти к Богу.
Это важнейшая мысль в данной теме: закон — это средство, посредством которого человек мог приблизиться к Богу. Вероятно, именно на эту функцию закона Павел ссылается в Послании к Галатам, упрекая их за то, что они хотят вернуться «под закон». Павел выражает недоумение: зачем галаты, уже пришедшие к Богу через Христа, вновь хотят полагаться на закон как путь приближения к Богу?
Из этого можно сделать вывод: выражение «быть под законом» означает приближаться к Богу через соблюдение всех его предписаний. Закон по-прежнему выполняет важную функцию — приводить людей к Богу, но теперь открыт более совершенный путь — через Христа. В этом совершенство: хотя путь остаётся тем же, роль детоводителя изменяется. Теперь эту функцию исполняет Сам Христос, ставший живым Путём, Истиной и Жизнью.
Закон по-прежнему обличает грех и осуждает его, как я уже упоминал. Поэтому слова Павла в Послании к Римлянам (6:15) можно понимать так: если мы теперь идём к Богу через Христа, а не через закон, значит ли это, что всё, что осуждает закон, теперь не имеет значения? Ответ однозначен: «Никак!»
Упразднён закон о жертвоприношениях за грехи? В послании к Мессианским Евреям написано( синодальний перевод) ветхий завет и это имеет значение ни ко всей Торе, а именно той части Торы, как жертвы за грехи и коэнское посредничество по роду Аарона?